Независимый эксперт
по стратегическому развитию
Химия и нефтехимия

Вторник, 22 августа 2017 06:00

Потребление литий-ионных батарей в России. Потребительский сектор и батареи для транспорта. Виденье и перспективы.


Мировой рынок литий-ионных аккумуляторов развивается наиболее высокими темпами среди других видов аккумуляторов. Так в стоимостном выражении в 2010 г объем мирового рынка литий-ионных аккумуляторов составлял не более 9,1 млрд. US$, а к 2015 г. он вырос в 2,3 раза и составил более 21,0 млрд. US$; в 2016 г рынок достиг 26 млрд. US$.

По прогнозу ряда аналитических агентств (Avicenne Energy, Frost &Sullivan, Headwork Analytics), за 10 лет рынок литий-ионных аккумуляторов вырастет более чем в 2 раза и к 2026 г может составить до 50 млрд. US$. При этом рост будет происходить как за счет замещения свинцовых аккумуляторов, так и за счет роста в сегменте электротранспорта и энергетики. Российский рынок литий-ионных аккумуляторов в силу ряда причин, связанных с развитием отечественной экономики, составляет в настоящий момент не более 0,3% от мирового рынка. Однако, и российский рынок подвержен мировым тенденциям роста потребления.

Производства литий-ионных аккумуляторов для бытовой электроники гражданского назначения (включая мобильные применения) в настоящий момент в РФ нет. Что касается отечественных производителей литий ионных аккумуляторов высокой ёмкости для электротранспорта и систем накопления энергии, то единственным в России автоматизированным производственным предприятием, способным серийно выпускать современные литий-ионные аккумуляторы высокой ёмкости для электротранспорта и систем накопления энергии, является завод Лиотех в г. Новосибирске. Остальные производители – ОАО "Аккумуляторная компания "Ригель" в Санкт-Петербурге, АО «Верхнеуфалейский завод «Уралэлемент», ПАО «Сатурн» в Краснодаре, АО «НПК «Альтернативные технологии» (Электроугли), ОАО «Энергия» (Елец) способны производить лишь малые партии литий-ионных аккумуляторов, в основном для нужд гособоронзаказа. Таким образом, за исключением поставок аккумуляторов и аккумуляторных батарей производства завода Лиотех, весь российских рынок литий-ионных аккумуляторов до настоящего момента обеспечивался импортными поставками. По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, импорт литий-ионных аккумуляторов в Россию (соответствуют коду ТН ВЭД 8507600000 – аккумуляторы литий-ионные) имеет следующие значения (рис. 1).

Рисунок 1. Импорт литий-ионных аккумуляторов в РФ в натуральном и стоимостном выражениях (2010 – 2016 г.), на основании данных Росстата и таможенной статистики.  


В 2010 г на российских рынок было поставлено литий-ионных аккумуляторов на общую мощность 31,1 Мвт/ч на общую сумму 28,68 млн. US$. В период до 2016 года наблюдался рост поставок продукции на российский рынок со среднегодовым ростом 15-20% по тоннажу и общей энергоемкости аккумуляторов и 10-15% ростом по стоимости поставок. Так, в 2016 году на российский рынок было поставлено литий-ионных-аккумуляторов с общей энергоемкостью свыше 147,4 МВт*ч на общую сумму 71,47 млн. US$.

До 62% поставок (в стоимостном выражении) на российский рынок в 2016 году приходилось на КНР, где расположены основные мировые мощности по производству литий-ионных аккумуляторов и других электронных устройств, другие страны значительно уступают в объемах. На Японию, Малайзию и Южную Корею пришлось по 8, 4 и 4% соответственно. На Вьетнам, США и Тайвань – 4, 2 и 3%. На долю других стран пришлось не более 13%.

Рисунок 2. Структура поставок литий-ионных аккумуляторов в Российскую Федерацию по странам, 2016 г.  


На рис. 3 показаны производители литий-ионных аккумуляторов, поставляющие продукцию на российский рынок.

Рисунок 3. Структура поставок литий-ионных аккумуляторов в Российскую Федерацию по торговым маркам, 2016 г. 
Из структуры видно, что наибольшая часть поставок литий-ионных аккумуляторов на российский рынок приходится на компании, основная деятельность которых связана с производством и продажей электронных устройств в потребительском секторе. Так на долю компании CISCO SYSTEMS INTERNATIONAL пришлось до 17% поставок. ROBERT BOSCH GMBH поставило более 5%; поставки SAMSUNG ELECTRONICS CO., HEWLETT-PACKARD и HILTI AKTIENGESELLSCHAFT составили по 4% поставок. Другими основными поставщиками продукции стали хорошо известные российскому потребителю поставщики электронных продуктов, указанные в структуре. На долю прочих производителей, объемы поставок которых составили менее 0,6% в общем объеме поставок, пришлось 44%.

Потребление литий-ионных аккумуляторов в России и мире существенно различается (рис. 4). Если в мировом потреблении потребительский сектор составляет не более 65%, то на российском рынке этот показатель составляет до 92,5% от общего объема потребления.

Рисунок 4. Сравнение структур потребления литий-ионных аккумуляторов в России и мире, 2016 г. 


Указанная структура потребления наблюдается в связи с рядом причин, среди которых фактическое отсутствие рынка электромобилей в России (этот рынок только начинает формироваться) и слабый спрос на продукцию литий-ионных аккумуляторов со стороны промышленных потребителей, к которым относятся грузовой транспорт, пассажирский транспорт, электропогрузчики, системы оперативного постоянного тока (СОПТ), источники бесперебойного питания (ИБП) и системы накопления энергии (СНЭ) различного назначения, центры обработки данных (ЦОД) и базовые станции.

По прогнозным оценкам экспертов, мировая структура потребления в ближайшие 10 лет будет меняться. До 2026 г. доля потребительского сектора будет сокращаться как за счет роста числа электромобилей, так и за счет сетевых накопителей и ВИЭ. При этом существенные различия в структуре потребления на российском и мировом рынках создают потенциал для товарных ниш, которые могут появиться при следовании российских потребителей продукции за мировыми тенденциями, то есть увеличение доли аккумуляторов, предназначенных для использования в сфере электротранспорта и энергетики (тяговые литий-ионные аккумуляторы для электромобилей, электропогрузчиков, грузового и пассажирского транспорта; аккумуляторы для источников бесперебойного питания и сетевых накопителей энергии). В этом плане проект, предлагаемый ООО «Лиотех-Инновации», является импортоопережающим проектом.

В 2016 г. ООО «Лиотех-Инновации» поставил на российский рынок литий-ионных аккумуляторов и аккумуляторных батарей на 109 млн. руб., что составляет 1.78 млн. US$, это 2.5% от текущего объема импортных поставок литий-ионных аккумуляторов в РФ в 2016 г. Исходя из структуры потребления литий-ионных аккумуляторов на российском рынке в данный момент, доля рынка потенциальных продуктов ООО «Лиотех-Инновации» в настоящий момент составляет 7.5% от всех импортных поставок литий-ионных аккумуляторов на российский рынок в 2016 г. (см. рис. 4), но, при этом, указанная доля приходится именно на те сегменты потребления, которые в ближайшие годы ожидает рост. К таким сегментам относятся в первую очередь тяговые литий-ионные аккумуляторы для электротранспорта, применяемые в транспортном (автомобильном, железнодорожном, морском), а также аккумуляторы для военного и промышленного секторов потребления. При этом потребителям необходимо предлагать не аккумуляторы как таковые, а аккумуляторные батареи – аккумуляторы, соединенные таким образом, чтобы получить характеристики, необходимые потребителю для данного применения (ёмкость, напряжение, габариты, температурный диапазон работы и т.п.).

Задача создания аккумуляторных батарей из аккумуляторов включает конструкторскую работу, разработку и установку систем контроля и управления батареей, разработку и установку систем термостатирования, испытания и доработку батареи под требования заказчика, сертификацию. Предлагаемый проект решает задачи создания литий-ионных аккумуляторных батарей и универсальных батарейных модулей из литий-ионных аккумуляторов завода Лиотех для широкого диапазона применений в электротранспорте и энергетике, решая задачу импортозамещения в данных отраслях и одновременно способствуя созданию и развитию новых рынков.

Как уже упоминалось, в настоящий момент в России есть единственный производитель, способный осуществить импортозамещение в указанном сегменте рынка – завод «Лиотех» в Новосибирской области, который в настоящий момент управляется ООО «Лиотех-Инновации». При достаточном уровне финансирования НИОКР будет возможно полное импортозамещение продукции, поставляемой на российский рынок по импорту как в настоящий момент, так и в перспективе с учетом прогнозов расширения потребления продукции в указанном сегменте.

Структура импортных поставок литий-ионных аккумуляторов высокой ёмкости для электротранспорта и энергетики по странам и производителям представлена на рис. 5.

Рисунок 5. Структура импорта литий-ионных аккумуляторов емкостью свыше 40 Ач для электротранспорта и энергетики по странам (слева) и производителям продукции, 2016 г. 


Общий объем импортных поставок литий-ионных аккумуляторов в указанном секторе рынка в 2016 году составил 5,36 млн. US$ (7.5% от общего объема импорта). До 12% объема поставок приходился на продукцию компании BYD LITHIUM BATTERY COMPANY LTD из Финляндии; 5.6% составила продукция литий-ионных аккумуляторов для электромобилей и промышленных аккумуляторов китайского производителя SINOPOLY BATTERY INTERNATIONAL LTD. Другие поставки литий-ионных аккумуляторов высокой емкости для промышленных систем включали продукцию китайской компании CHINA AVIATION LITHIUM BATTERY CO., LTD (CALB), запасные тяговые литий-ионные аккумуляторы для легковых электромобилей Renault в 2016 году (поставляла NISSAN MOTOR CO LTD) и др.

Оценивая перспективы российского рынка продукции литий-ионных аккумуляторов в целом и сегмента литий-ионных аккумуляторов большой ёмкости, основу которой может составить продукция ООО «Лиотех-Инновации», эксперты рынка отмечают рост, вызванный развитием сегментов электромобилей, электропогрузчиков, сетевых накопителей и других промышленных потребителей, а также развитием новых областей применения, в частности, в железнодорожном транспорте. Спрос в ближайшие 10 лет будет поддерживаться развитием этих стратегических областей применения литий-ионных аккумуляторов. По оценкам экспертов, уже через 3-4 года российское потребление литий-ионных аккумуляторов в указанном сегменте ожидает рост потребления в размере, превышающем существующие показатели в 2-4 раза. Рост спроса на новые решения, применяемые в транспортной и промышленной сферах, неизбежно приведут к росту потребления литий-ионных аккумуляторных батарей и определят спрос на продукцию завода ООО «Лиотех-Инновации».

При этом потребление тяговых литий-ионных аккумуляторов в России к 2030 году может достичь 2 тыс. т/год на общую сумму не менее 100 млн. US$.

Подводя итоги раздела, отметим следующие характеристики рынка продукции создаваемой в рамках реализации указанного технаправления:

  • Мировой рынок литий-ионных аккумуляторов в ближайшие 10 лет ожидает рост в сегменте электротранспорта и энергетики. На рынке востребованы не сами аккумуляторы, а готовые решения на их основе – литий-ионные аккумуляторные батареи для различных применений.
  • Потребление литий-ионных аккумуляторов в России и мире отличается. В то время, когда сегмент бытовой электроники в России достигает 92,5% потребления, в мире он не превышает 65%. Это связано с тем фактом, что рынки электромобилей, сетевых накопителей энергии и других высокотехнологичных применений в России находятся на стадии формирования.
  • В России единственным коммерчески ориентированным производителем литий-ионных аккумуляторов для рынков электротранспорта и энергетики является завод «Лиотех». Другие российские производители литий-ионных аккумуляторов изготавливают продукцию в рамках гособоронзаказа в объеме малых партий.
  • В настоящий момент на рынке литий-ионных аккумуляторов для мобильной электроники 100% коммерчески значимых поставок приходились на импортные поставки. В 2016 г. в структуре этих поставок до 62% занимала продукция из КНР. При этом, наибольшая часть поставок приходилась на компании, основная деятельность которых связана с производством и продажей электронных устройств в потребительском секторе.
  • На рынке литий-ионных аккумуляторов высокой ёмкости наряду с импортными поставщиками присутствует российский производитель – ООО «Лиотех-Инновации», доля которого на рынке может быть существенно увеличена (с 2.5% до 7.5% в процентах от импортных поставок литий-ионных аккумуляторов на российский рынок в 2016 г.), при этом доля этого рынка в общем объеме потребления литий-ионных аккумуляторов также будет увеличиваться.
  • Всё вышеперечисленное, наряду с прогнозируемым резким увеличением потребления литий-ионных аккумуляторов в мире, создает предпосылки для появления товарных ниш на российском рынке, которые может занять продукция ООО «Лиотех-Инновации».  

Более подробную информацию вы можете заказать у автора

Уникальные матеиалы исследований, эксклюзивные источники, аналитические записки

Об авторе услуги готовые обзоры форматы работы контакты

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.